Структура технологической карты включает. Технологическая карта урока по фгос. Работа над технологической картой урока

Технологическая карта урока – один из самых современных способов организации образовательного процесса, таблица, в которой преподаватель описывает то, как будет обучать детей. Чаще всего используется в начальных классах (с 1-го по 4-ый), но подходит и для средней, и для основной школы.

Функции технологической карты урока

Функциями технологической карты урока являются:

1. Организация образовательного процесса в строгом соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) (для учителя).
2. Появление и развитие не только образовательных, но и всех остальных – развивающих и воспитательных навыков. Другими словами, технологическая карта обеспечивает комплексное обучение (для учеников).
3. Планирование образовательного процесса не на один или несколько уроков, а на более серьезный срок – четверть, полугодие и даже год (для учителя).
4. Применение на практике межпредметных связей (для учеников).
5. Диагностирование уровня освоения материала по этапам темы (для учителя).

Технологическая карта и конспект: чем они отличаются друг от друга

Самое явное, но не основное отличие технологической карты от конспекта в том, что первая имеет вид таблицы.

Другие отличия технологической карты от конспекта представлены в таблице:

Технологическая карта Конспект
Представляет собой описание деятельности и учителя, и учеников на всех этапах урока, предоставляет возможность понять, как учитель взаимодействует с учениками Представляет собой описание того, что должен делать учитель на уроке, и то в общем
Содержит описание деятельности учеников с указанием универсальных учебных действий (УУД) после каждого этапа урока Содержит только формы предполнесения материала на уроке
Позволяет отмечать результаты после каждого этапа урока и, если требуется, вносить коррективы в образовательный процесс Позволяет отмечать результаты только после урока

Несколько советов о том, как сделать технологическую карту урока

В российском законодательстве не говорится о том, какой должна быть технологическая карта урока. Поэтому мы приведем только рекомендации относительно этого документа.

Во-первых, не сбрасывайте со счетов «шапку», она – основа основ. «Шапка» состоит из нескольких пунктов:

● название предмета;
● название темы урока;
● вид урока;
● результаты, которые хотелось бы видеть после урока (предметные, межпредметные и личностные);
● дидактические средства;
● оборудование.

Во-вторых, не делайте технологическую карту очень подробной, это только вызовет путаницу и затруднит преподнесение материала. Оптимальный вариант:

В третьих, если нужно, то технологическую карту можно дополнить столбцами «Продолжительность», «Используемые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» и «Способ предварительно проверки уровня освоения материала» (самостоятельная, лабораторная, контрольная и др. работы).

В-четвертых, несмотря на то, что в технологической карте принято писать «классические» этапы урока, можно не следовать этому правилу. В частности, исходя из вида урока можно исключать или объединять некоторые из них.

В-пятых, при прописывании универсальных учебных действий (УУД) и результатов, которые хотелось бы видеть, лучше всего пользоваться рабочей программой.

В-шестых, ни в коем случае нельзя забывать, что современный урок должен быть построен так, чтобы у учеников появлялись и развивались не только образовательные, но и все остальные – развивающие и воспитательные навыки.

В-седьмых, внизу технологической карты можно поместить дополнения: образцы выполнения упражнений, тесты и т.д.

И последнее. Есть программы, которые упрощают и ускоряют работу над технологической картой. В них заложены рабочие программы, универсально-учебные действия (УУД) и результаты, которые хотелось бы видеть. Никто не запрещает прибегать к их помощи.

Работа над технологической картой урока

Работа над технологической картой урока включает в себя:

1. Определение того, какую роль играет именно этот урок во всей теме, выбор вида урока (типовой или необычный, например, урок-конференция).
2. Составление списка из самой главной и вспомогательных целей урока. Их можно взять из любого блока – образовательного, развивающего, воспитательного.
3. Структурирование урока в зависимости от того, к какому виду он относится (расписывание по этапам).
4. Формулирование задач для каждого из этапов урока.
5. Обозначение результатов, которые хотелось бы видеть после каждого из этапов урока.
6. Выбор форм преподнесения материала на уроке.
7. Написание особенностей деятельности учителя и учеников.

Основные этапы, из которых состоит технологическая карта урока:

1. Подготовка к уроку. На этой стадии учитель активизирует учеников совсем небольшим вступлением в устной форме, а ученики включаются в деловой ритм – начинают учиться.
2. Выявление сильных и слабых сторон ребят. На этой стадии учитель устанавливает, насколько хорошо усвоился старый материал, а ученики делают задание на проверку какого-то навыка.
3. Постановка самой главной цели урока. На этой стадии учитель создает проблему, которая должна быть решена по завершении занятия, а ученики ставят подцели и, если есть необходимость, задают вопросы уточняющего характера.
4. Разработка проекта решения проблемы. На этой стадии учитель в общих чертах объясняет, как решить проблему (предлагает несколько вариантов), а ученики выбирают наиболее оптимальные средства для этого (алгоритм, модель и т.д.).
5. Закрепление нового материала. На этом этапе учитель обобщает то, что было пройдено, а ученики выполняют стандартные упражнения.
6. Самостоятельная работа по новому материалу (индивидуально или в группах). На этой стадии учитель создает условия для использования нового материала, а ученики контролируют себя, обращаясь к эталону.
7. Рефлексия урока, т.е. подведение итогов. На этой стадии учитель создает условия для рефлексии, а ученики сравнивают, соответствует ли самая главная цель урока тому, чего они достигли.

Этапы урока зависят от типа выбранного урока.

Таким образом, технологическая карта – это эффективная форма взаимодействия учителя и учеников. Благодаря ей оптимизируется образовательный процесс. И от этого выигрывают обе стороны: и учитель, и ученики. Учитель не выходит за рамки федеральных государственных образовательных стандартов, систематизирует свою работу, а ученики всесторонне развиваются.

Пример технологической карты урока:

Междисциплинарный урок по алгебре и информатике

в 11 классе по теме «Решение задач на проценты с использованием электронных таблиц»

Тип урока: интегрированный комбинированный урок комплексного применения знаний по алгебре и информатике.

Цель урока:
Создать условия для формирования:
– личностных УУД (сомоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
– регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
– познавательных УУД (общеучебные, логические);
– коммуникативных УУД(планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
средствами предмета алгебра при изучении темы «Проценты».
Задачи:
– способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через вопросы анкеты;
– актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе;
– организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации, а так-же решению задач из реальной жизни;
– организовать рефлексию учащимися собственных знаний путем сравнения их ответов с реальными данными;
– организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
– учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
– учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока
Метапредметные:
Регулятивные:
– учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий;
– учащиеся умеют прогнозировать результат своих действий;
– учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
– учащиеся умеют корректировать свои действия;
– учащиеся умеют давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников;
Познавательные:
– учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск средств её выполнения;
– учащиеся умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание;
– учащиеся умеют находить наиболее эффективный способ решения задач;
– учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;
– учащиеся умеют выдвигать гипотезы и их обосновывать;
– учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия;
Коммуникативные:
– учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе;
– учащиеся умеют контролировать и оценивать действия партнера;
– учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.
Предметные:
– учащиеся знают формулы нахождения процентов
– учащиеся умеют пользоваться полученными знаниями в реальной жизни

– учащиеся умеют пользоваться электронными таблицами

Методы обучения:

– метод проблемного изложения;

– частично-поисковый.

Средства обучения:

  1. Раздаточный материал: Приложения 1–10
  2. Презентация «Проценты».
  3. Мультимедиа-комплекс.

Организационные формы:

– фронтальная;

– индивидуальная;

– групповая.

Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления.

План урока

Содержание деятельности учителя Задания для учащихся Содержание деятельности ученика Какие УУД приоритетно формируются
Этап урока: организационный
Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку

Создает положительную атмосферу в классе

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм урока

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

РУУД: организация своей учебной деятельности

Этап урока: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Организует заполнение анкеты при помощи презентации и уточняющих комментариев Ответьте письменно на вопросы (Приложение 1) Заполняют анкету, пользуясь своим жизненным опытом
Организует сравнение ответов учащихся с правильными ответами. Обсуждение ответов Сравните свои ответы на вопросы 1-4 с правильными. Записывают в анкету рядом со своими ответами правильные ответы
Организует целеполагание учебной деятельности на уроке Определите по вопросам тему урока Формулируют цель урока ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели;
Этап урока: Актуализация знаний
Задает вопросы по теме “Проценты” Вспомните правила нахождения процентов Отвечают на вопросы по теме “Проценты” ПУУД (общеучебные): поиск, выделение, структурирование информации;
Организует распределение по группам с помощью жребия Распределитесь на 4 группы. Обсудите и выполните задание. Распределение на 4 групп. Уточнение задания. ПУУД (общеучебные): произвольное и осознанное построение речевого высказывания;
ПУУД (общеучебные): выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Организует работу групп над решением задач Подготовьтесь к публичному представлению информации Работа в группах: выполнение заданий на бланках «Задание Группе 1» (Приложение 2), «Задание Группе 2» (Приложение 3), «Задание Группе 3» (Приложение 4) и «Задание Группе 4» (Приложение 5).

Совместное обсуждение и решение задач. Подготовка устного выступления



КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Организует выступления представителей групп по результатам выполнения заданий. Представьте результаты групповой деятельности Объясняют решения задач. Отвечают на поставленные вопросы ПУУД (логические): синтез как составление целого из частей, в т.ч. восполнение недостающих компонентов;
КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
Организует обсуждение вопроса: “Чем ЕГЭ отличается от реальной жизни?” Обсудите ответ на вопрос: “Чем ЕГЭ отличается от реальной жизни?” Принимают участие в обсуждении вопроса: “Чем ЕГЭ отличается от реальной жизни?” ЛУУД (самоопределение): мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
ПУУД (логические): выдвижение гипотез и их обоснование
Этап урока: Применение знаний и умений в новой ситуации
Организует работу групп над решением задач из реальной жизни с использованием электронных таблиц Получите следующее групповое задание. Выполните вычисления Работа в группах: выполняют задания на бланках «Задание Группе 1» (Приложение 6), «Задание Группе 2» (Приложение 7), «Задание Группе 3» (Приложение 8) и «Задание Группе 4» (Приложение 9).

Уточняют задания. Совместно обсуждают и решают задачи. Подготавливают устное выступление

ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
КУУД (планирование): определение цели, функций участников, способов взаимодействия
КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
КУУД (управление поведением партнёра): контроль, коррекция, оценка действий партнёра
КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
Этап урока: Обобщение и систематизация знаний
Организует обсуждение решений задач и сравнение их с правильными ответами Сравните свое решение с правильным ответом Объясняют решение своей задачи. Сравнивают свое решение с правильным ответом. Обсуждают решение своей задачи и решение задач других групп РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Этап урока: Рефлексия (подведение итогов занятия)
Организует вычисление погрешности, допущенной при заполнении анкеты в начале урока Сравните свои ответы на вопросы анкеты с правильными ответами Сравнивают свои ответы в анкете с правильными ответами и вычисляют, на сколько процентов они ошиблись РУУД (коррекция): внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Организует анкетирование Оцените свою деятельность на уроке. Напишите отзыв об уроке Заполняют анкету. Оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Этап урока: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задает домашнее задание и дает инструктаж о его выполнении Получите домашнее задание Вникают в суть домашнего задания. Осмысливают его РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Технологическая карта урока — это новый инструмент педагогического планирования, обеспечивающий качество процесса ведения образовательной деятельности в рамках конкретного временного промежутка (учебного занятия), содержащий перечень планируемых результатов и пути их достижения в соответствии с требованиями ФГОС.

Структура и форма технологической карты урока по ФГОС

Образец технологической карты урока по ФГОС, который должен быть в методической мастерской каждого учителя, строиться в соответствии со строгой структурой. Такой документ обеспечивает целостное видение учебного материала, позволяет выбирать наиболее эффективные педагогические методы и приемы с учетом цели освоения курса, согласовать действия педагогов и учеников, организовать самостоятельную работу детей, осуществлять точный контроль результатов учебной деятельности.

Благодаря технокарте урока учитель может видеть и контролировать:

  • конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности;
  • соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность);
  • порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.

С учетом перечисленных требований можно с уверенностью сказать, что структура технологической карты должна включать:

Совершенно очевидно, что оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна.

Образец технологической карты урока по ФГОС составить достаточно просто, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технокарты.

Образец технологической карты урока по ФГОС

Методисты советуют каждому учителю на первых порах работы по новым образовательным стандартам второго поколения составить образец технологической карты урока по ФГОС — выполнить мини-проект, на данные которого можно будет опираться в дальнейшем при проведении анализов урока. Наибольшие затруднения могут возникнуть во время разделения хода занятия на отдельные этапы, при формулировании целей и прогнозирования результатов конкретного этапа. Преодолеть данные трудности поможет использование методических рекомендаций и пример технокарты урока.

Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:

  • осуществлять педагогическую практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения;
  • обеспечивать системное формирование у учащихся универсальных учебных действий; организовать исследовательскую деятельность учащихся;
  • эффективно выполнять поурочное планирование, планирование образовательной деятельности на четверть, учебный годы; обеспечивать реализацию метапредметных связей;
  • выполнять диагностику достижения образовательных результатов, определять наиболее эффективные способы ведения педагогической деятельности.

Технологическая карта урока.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили

Вчера, мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи

Уважаемые коллеги! Меняется наше общество, меняются цели и содержание образования.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Традиционный урок – это наша молодость, так нас учили работать в институте, так мы работали всю жизнь. Его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Но, как показывает практика, при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться . Основная цель ФГОС - всестороннее развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных)

И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, чтобы добиться получения основного результата образования, урок должен измениться, стать новым, современным !

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте . Они имеют как статичные элементы, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.

Моделирование – определение основных параметров урока, определение типа и вида урока.

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.

Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту , по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.

Организовать урок в соответствии с требованиями ФГОС может помочь технологическая карта урока.

Технологическая карта урока – что это?

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, результат (формируемые УУД).

Структура технологической карты включает :

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)

7) Результат (формируемые УУД, продукт).

Главная задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.

В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:

  • личностных;
  • метапредметных;
  • предметных

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по составлению карт пока нет, пока идёт процесс накопления опыта.

Каждый учитель вправе разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала в работе, а не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка.

Я предлагаю вашему вниманию несколько шаблонов составления карты.

Вариант 1

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока»

2-й этап урока «Актуализация знаний»

. . .

Предлагаемая технологическая карте урока призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и формируемые результаты обучения.

Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.

Вариант 2

Добавляются методы, приёмы и формы работы (методическая подструктура урока)

Вариант 3

Планируемые результаты

предметные

УУД

Этап (время)

Цели:

Карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока. Форма карт зависит от типов урока, но структура карты должна сохраняться.

Я предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка в 3 классе.

Как видите, коллеги, технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя и создать её на первых порах учителю достаточно сложно. Её составление занимает нимало времени.

Технологическая карта-это один из инструментов работать по-новому, в рамках ФГОС и

потребность в составлении технологической карты возникла в связи с тем, что изменились требования к современному уроку.

В чём же отличие конспекта урока от технологической карты?

Конспект урока

Технологическая карта

Средства представления

Текстовое

Графическое, символическое

Что определяет содержание

Требования программ, содержание учебников

Требования стандарта

Приемы деятельности

Осознанно

Фиксированно, осознанно

Дифференциация

Групповая

Индивидуальная

Форма получения знаний

Индивидуальная

Учебное сотрудничество

Направленность обучения

Передача теоретических знаний

Личностная направленность

Преимущества технологической карты.

Технологическая карта позволяет:

  • увидеть учебный материал целостно и системно;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы с учётом цели и темы урока;
  • гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
  • согласовать действия учителя и учащихся;
  • организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

· используются эффективные методы работы с информацией;

·организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

·обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Самоанализ урока

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Вывод:

Карта не заменяет конспекта урока. Конспект урока - это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». А главное назначение карты - отразить деятельностный подход, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.

Предварительный просмотр:

I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Проверьте посадку за партой. Настройтесь на урок.

Сегодня чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте. Любые трудности мы преодолеем сообща.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку, создание ситуации успеха и доверия.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг к другу.

Управление поведением партнёра, готовность строить отношения с другими людьми.

Вспоминают правила поведения, настраиваются на урок.

Самооценка готовности к уроку, психологический настрой.

II. Актуализация изученного.

1. Вспомним изученные орфограммы.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-буквы гласных и орфограммы- буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось

(на слайде таблички: безударные, согласные, удвоенные, непроизносимые )

- Вспомните полные названия этих орфограмм.

2.Работа в парах.

Приведите примеры слов с этими орфограммами.

3.Словарная работа.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

(на слайде запись: Шыроко, вороне пиро, ворабьи, мухолофка)

- Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.

(ученик работает у доски)

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Слушают сказку, вспоминают орфограммы.

Давать полную характеристику изученным орфограммам и находить их в тексте.

Диктуют по 2 слова друг другу

Умение слушать собеседника, быть готовым корректировать ответ и исправлять свою ошибку

Сверяют свою работу с доской, оценивают работу на доске.

Работать по плану, сверяя свои действия с с целью, вырабатывать критерии оценки.

III. Постановка проблемного вопроса.

Выделите в слове мухоловка корень.

Я увидела в тетрадях учеников следующее: мухоловка, мухоловка.

Какой вопрос возникает?

(Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)

Записывают слово. Выделяют корень.

Формулировать учебную проблему, строить рассуждения, доказывать свою точку зрения.

Весь класс во фронтальном режиме слушают высказывания обучающихся.

Умение вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оценивают точность ответов.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказывания.

IV. Поиск решения (открытие нового знания)

1.Беседа по вопросам.

Кто такая мухоловка ? (птица)

Почему птицу так назвали? (показ картинки)

Какой корень в слове муха ?

Какой корень в слове ловит ?

Подберите однокоренные слова.

Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка ?

Так сколько корней в слове мухоловка ? (В этом слове 2 корня)

Как называются слова, состоящие из двух корней?

Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.

Записывают на доске: мухоловка -ловит мух.

Отвечают на вопросы учителя, развивают словарный запас.

Выдвигают гипотезы.

Читают правило,решают проблему, открывают новые знания.

Перерабатывать информацию,строить рассуждения.

Выслушивают ответы обучающихся

Оформлять свои мысли, строить речевое высказывание.

Контролируют правильность ответов, исправляют, дополняют, уточняют.

Составлять план решения учебной проблемы.

IV. Формулирование темы (работа с определением)

Какие слова называются сложными?

Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов)

Приведите свой пример сложного слова.

Приводят примеры, выделяют корни, объясняют значение слов, подбирают однокоренные.

Извлекают новую информацию.

Работают во фронтальном режиме.

Приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оценивают правильность ответов.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

V.Развитие умения по применению нового знания.

1. Работа по учебнику.

Упр.122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

Из каких слов сложилось это слово?

Сколько в нём корней?

Выпишите это слово и выделите в нём корни.

2.Определение места сложных слов в ряду однокоренных.

Упр.123

В кокой группе однокоренных слов может оказаться слово водопад ?

3.Групповая работа.

(Работа по карточкам)

Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова.

Выписывают 2 группы однокоренных слов, выделяют корни.

Определяют лексическое значение сложных слов, дают толкование, выделяют корни.

Перерабатывать полученную информацию и извлекать новую.

Работа в группах.

Умение сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению.

Осознание ценности совместной деятельности.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах.

Работать по плану, определять степень успешности своей работы и работы других.

VI.Подведение итогов работы. Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: « Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова- это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»

Кто из героев прав?

Самооценка работы на уроке.

Формировать умение обобщать, делать выводы, оценивать свою работу.

VII.Домашнее задание.

1.Выучить правило

2. Сочинить сказку про сложные слова.

Последовательность действий учителя Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида урока Учитывая требования к уроку по ФГОС тип урока изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения ЗУН; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся) Вид урока - отражает ведущий метод обучения.

Последовательность действий учителя Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса: задач, содержания, методов, средств, форм учебной деятельности. Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования

Дидактическая структура урока Технологическая карта урока План-конспект урока

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

1) Название этапа урока. 2) Цели этапа урока. 3) Содержание этапа. 4) Деятельность учителя. 5) Деятельность учащихся. 6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая) 7) Результат (формируемые УУД, продукт). Структура технологической карты включает:

Тема: Цели: Ход урока: 1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания 3.Повторение 4.Изучение нового материала 5.Закрепление. 6.Итог урока 7.Домашнее задание Структура традиционного конспекта урока

Характеристика технологической карты Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). В технологической карте урока должны быть определены пути достижения трех групп результатов образования: личностных, метапредметных предметных)

Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений.

Вариант 1 Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока» 2-й этап урока «Актуализация знаний» . . .

Вариант 2 Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы, средства обучения Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

Вариант 3 Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся Планируемые результаты предметные УУД Этап (время) Цели:

Учебный предмет: русский язык Класс: 3Г Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова» Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1-й этап урока « Организационный момент. Мотивация учебной деятельности » 1.Организует класс, проверяет посадку за партой. 2.Даёт позитивный настрой на урок. Учебно-познавательный интерес к данному уроку, создание ситуации успеха и доверия. Улыбаются и прикасаются ладошками друг к другу. Управление поведением партнёра, готовность строить отношения с другими людьми. Вспоминают правила поведения, настраиваются на урок. Самооценка готовности к уроку, эмоционально-психологический настрой.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 2-й этап урока « Актуализация изученного » 1.Организует работу над изученными орфограммами 2.Актуализирует знания, необходимые для понимания новой темы. 2.Организует работу в парах. 3.Организует словарную работу. Слушают орфографическую сказку, вспоминают орфограммы. Давать полную характеристику изученным орфограммам и находить их в тексте. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Умение слушать собеседника, быть готовым корректировать ответ и исправлять свою ошибку Умение сотрудничать. Сверяют свою работу с доской, оценивают работу на доске. Работать по плану, сверяя свои действия с с целью, вырабатывать критерии оценки.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 3-й этап урока « Постановка проблемного вопроса » 1.Создаёт проблемную ситуацию, подводит к формулированию проблемного вопроса Записывают слово мухоловка. Выделяют корень. Формулировать учебную проблему, строить рассуждения, доказывать свою точку зрения. Весь класс во фронтальном режиме слушают высказывания обучающихся. Умение вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Оценивают точность ответов. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказывания. Планировать учебные задачи.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 4-й этап урока « Поиск решения (открытие нового знания) » 1.Организует работу над лексическим значением слова. 2.Просит выделить корни в словах, из которых сложилось это слово. 3.Подводит детей к открытию нового знания - как называются слова, состоящие из двух корней. 4.Просит прочитать определение и сравнить свой ответ с авторской формулировкой. 1.Записывают на доске: мухоловка - ловит мух, выделяют корни 2.Выдвигают гипотезы. 3.Читают правило, решают проблему, открывают новые знания. Перерабатывать информацию, строить рассуждения. Выслушивают ответы обучающихся Оформлять свои мысли, строить речевое высказывание. Участвовать в открытии новых знаний о составе слова. Контролируют правильность ответов, исправляют, дополняют, уточняют. Составлять план решения учебной проблемы.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 5-й этап урока « Формулирование темы (работа с определением) » 1.Помогает сформулировать тему урока. 2.Организует работу над определением 3.Просит привести свои примеры сложных слов. Приводят примеры, выделяют корни, объясняют значение слов, подбирают однокоренные. Извлекают новую информацию. Работают во фронтальном режиме. Приходить к общему решению в совместной деятельности. Оценивают правильность ответов. Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 6-й этап урока « Развитие умения по применению нового знания » 1. Организует работу над новым материалом по учебнику 2.Организует работу на определение места сложных слов в ряду однокоренных 3.Организует групповую работу по закреплению материала Самостоятельно выполняют зад-я. Определяют лексическое значение сложных слов, дают толкование, выделяют корни. Перерабатывать полученную информацию и извлекать новую. Находить сложные слова. Работа в группах. Умение сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению. Осознание ценности совместной деятельности. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах. Работать по плану, определять степень успешности своей работы и работы других.

Деятельность учителя2 Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 7-й этап урока « Подведение итогов работы. Рефлексия. » 1.Организует подведение итогов работы на уроке. 2.Просит оценить свою работу при помощи условных обозначений. Участвуют в беседе. Проверяют свои знания, полученные на уроке. Обобщать знания об изученном материале Рисуют сигнальные кружки, оценивают свою работу. Формировать умение обобщать, делать выводы, оценивать свою работу.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 8-й этап урока « Домашнее задание » 1. Выучить правило 2. Сочинить сказку про сложные слова.

Отличия плана-конспекта урока от технологической карты Конспект урока Технологическая карта Средства представления Текстовое Графическое, символическое Что определяет содержание Требования программ, содержание учебников Требования стандарта Приемы деятельности Осознанно Фиксированно, осознанно Дифференциация Групповая Индивидуальная Форма получения знаний Индивидуальная Учебное сотрудничество Направленность обучения Передача теоретических знаний Личностная направленность

Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например: реализацию учителем целей урока; использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.