Ритмический танец игра для детей. Музыкально — ритмические движения и музыкальные игры для детей с особенностями развития. «если нравится тебе!»

Музыкально-ритмические игры для детей дошкольного возраста.

Выполнила: Уфимцева Маргарита

Белово, 2014

Музыкально – ритмические игры

Игра «Дорожка»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры : дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга - ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),

Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

Игра «Охотники»

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю.

Ход игры: дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения.

Ведущий. Мы охотники на льва, да?

Дети. Да! (Маршируют.)

Ведущий. Не боимся ничего, нет?

Дети. Нет!

Ведущий. А в руках у нас ружье!

Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.)

Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.)

Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.)

Ведущий. Мы по улице идем,

Левой, правой, левой, правой!

На охоту всех зовем.

Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.)

Ведущий. Стоп! Перед нами река.

Широка, глубока,

Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.)

Кролем, брассом поплывем.

Ведущий. Стоп! Перед нами лес.

Деревья до небес,

Болото на пути,

Как туда пройти?

С кочки на кочку

Прыг, прыг, прыг!

С кочки на кочку

Чав, чав, чав, чав. (Прыгают с ноги на ногу.)

Ведущий. Стоп! Пещера на пути

Нам в нее войти?

Дети. Не видать ничего.

Не слыхать никого!

Ай, ай, ай, ай,

Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.)

Мы в пещеру вошли,

И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.)

А в пещере лев спит

И громко храпит

Хр-хр-хр! (Имитируют храп, поднимая течи.)

Вдруг лев проснулся

Да как зарычит: Р-р-р! (Рычат.)

И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.)

Испугались! Ой-ой! (Качают головой.)

И скорей бежать домой! (Бегут бегом.)

Ведущий. Домой добежали,

Очень устали. (Вытирают лоб рукой.)

Вот так охотнички!

Игра «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем...

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару - дружка.)

По-ка! ( Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! ( Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка .)

Привет! ( Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.

Игра «Я иду к тебе»

Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Воспитатель. Хорошо вокруг,

Дети. (Свободно гуляют по комнате.)

Солнце светит нам. (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)

Улыбаюсь я всем моим друзьям.

Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)

(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)

Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок!

Становись со мной в кружок!

Хорошо вокруг,

Солнце светит нам,

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.

Игра «Музыкальный ежик»

(модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной)

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками - правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» - как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

Игра «Мишка»

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

Воспитатель.

Шлепал мишка по дорожке:

Шлеп-шлеп-шлеп!

И захлопал он в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

А потом, а потом,

Побежал скорей бегом:

Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

Он по кочкам Топ-топ-топ!

Добежал до дому - Стоп!

(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Или:

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

Отряхнулся и сказал: Ух!

Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

И ворча, заковылял домой.

Игра «Прогулка»

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.

Игра «Научи матрешек танцевать»

Цель: Учить детей передавать несложный ритмический рисунок, закреплять тексты ранее изученных песен.

Игровой материал: большие и маленькие матрешки.

Ход игры: У взрослого в руках большая матрешка, у детей - маленькие.

«Большая матрешка учит танцевать маленьких»- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен и плясок: «Сорока», «Андрей-воробей», «Чики-чикалочки», знакомые песни, разученные ранее. Если вначале дети повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.

«Тень-тень» Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой форме: - песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста - дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок. - пение по ролям: взрослый - автор, а дети - герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза). Каждый ребенок прохлопывает свою роль. - пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что голосок «спрятался», ладошки «поют вместо него». - вся песня от начала до конца поется ладошками - когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.

Игра «Клубочек»

Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувства единства. Сплоченности, умения действовать согласованно.

Материалы: клубочек прочных ниток.

Ход игры: Преподаватель и дети стоят в кругу. Преподаватель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д.
Когда песенка заканчивается - все дети и преподаватель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к преподавателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Игра «Ловушка»

Игра проходит под русскую народную мелодию «Я на горку шла» или другую музыку с двудольным размером, которая начинается из-за такта.

Цель: учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость; воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать, не обижаться, а упражняться дальше.

Ход игры: 4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены.
На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху!

На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики».

По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей, которых можно похвалить за ловкость или предложить им совершить «круг почета» вокруг положенной на пол веревки под аплодисменты всех детей.

Игра «Один, два, три, четыре, пять»

Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

Ход игры : Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

Вот наступило ещё одно утро, ускоряя и без того бешеный ритм нашей жизни. С Вами Ирина Иваськив. И вот это понятие – ритм жизни – мне, композитору, о многом говорит. Люди, которые приходят в нашу жизнь или уходят из неё, меняют ритм жизни, то совершенствуя его, то вгоняя в аритмию. Думаю, что и дети чувствуют ритм не хуже взрослых. По-своему. Сегодня поделюсь с Вами своими наработками по развитию чувства ритма у детей. Итак, несложные, но очень полезные ритмические игры…

Ритмическая кричалка «Обеденная»

Приготовьте наглядное пособие со словами любого стихотворения, которое можно использовать для ритмической игры. Отстукивать ритм дети могут руками, ногами, звуками, предметами. Хорошим примером такого стихотворения будет обеденная кричалка:

Мы так сильно есть хотели,

За столы мы дружно сели.

Мы шумели и кричали,

Ложкой по столу стучали.

Требуем нести обед,

Мы не кушали сто лет!

Вот еду нам принесли –

Наконец-то сыты мы!

Во время 1-й и 2-й строчки отстукиваем ритм половинными длительностями (в размере 4/4), в 3-й и 4-й строчке – четвертными, в 5-й и 6-й – восьмыми, в 7-й и 8-й – придумываем оригинальный джазовый рисунок. В конце на слог “мы” делаем овации – подобие тремоло из хлопков.

Ритмическая игра «Тыц, ты-тыц»

Делим детей на 3 группы:

  • 1-я группа: бим-бом, бим-бом
  • 2-я группа: тыц, ты-тыц
  • 3-я группа: трям-трям-трям

Сначала следует потренировать ритмический рисунок отдельно с каждой группой, затем соединить группы вместе. Вступают группы по очереди, но затем проговаривают свои слова одновременно (задача учителя – выстроить идеальный ритмический ансамбль). Время от времени меняйте группы местами (так, чтобы в течение игры каждая группа могла проговорить 3 разных ритмических рисунка). Можно добавлять всякие ковбойские штучки (типа: тррррррр-ехаааааа). А если Вы придумаете вместе с детьми ещё и синхронные (в рамках одной группы) движения, поверьте, дети запомнят Ваш урок на всю жизнь! И музыку полюбят даже те, кто раньше ухмылялся от одного этого слова.)))

Лучшие ритмические упражнения

  • Упражнение «Произносить слова песни (не петь!) в ритме песни»
  • Упражнение «Прохлопывание известных музыкальных фраз»
  • Отрабатывание сложных ритмических отрезков на самом произведении

Лучшие ритмические игры

  1. Ритмическая игра «Ритмическое эхо» (дети должны в точности прохлопать то, что прохлопали вы)
  2. Ритмическая игра «Угадай песню» (дети должны угадать и напеть пару строчек песни, ритм которой вы прохлопали)
  3. Ритмическая игра «Включи магнитофон» (дети поют песню; когда вы выключаете магнитофон, детям нужно продолжать петь песню про себя; когда вы включаете магнитофон снова, детям нужно начать петь вслух, продолжая текст песни, стараясь не выпасть из ритма)

Ритмические игры для открытого урока

Для разных «аврально-эксклюзивных» случаев всегда держала в запасе игру «Хлопалки». Разработала её лет 20 назад, но и по сей день она меня выручает. Подготовьте для этой игры карточки с разными ритмическими рисунками. Объясните детям символы на карточках:

  • Руки: 1 хлопок в ладоши
  • Мальчик с руками на коленках: 1 хлопок по коленям
  • Крестик: хлопков нет, пауза

Игра основана на размере 4/4. Поэтому каждая карточка разделена на 4 одинаковых ячейки. Начинаем игру с самых простых ритмических рисунков (и обязательно в медленном темпе). Каждый символ прохлопываем четвертными длительностями.

Ещё более усложняем игру: ускоряем темп, начинаем показывать карточки быстрее, без времени на раздумья, так, чтобы заданный ритм не останавливался при смене карточек.

Ещё более усложняем игру: делим детей на две команды, начинаем одновременную игру с двумя командами, показывая им сначала одинаковые ритмические рисунки, потом – разные.

Ещё более усложняем игру: вывешиваем текст ритмической «Обеденной» кричалки (дети должны достаточно хорошо её знать) и пробуем проговаривать слова кричалки, сопровождая его тем ритмическим рисунком, который преподаватель показывает на карточке.

Заключение

Ритмические игры – одни из любимых на . Дети от них в восторге! Используйте их не только на уроках музыки, но и на других занятиях, как пятиминутки для отдыха, как игры на внимание, как командные игры, как игры-забавы. В походах, квестах, лагерях, для праздничных и семейных посиделок – они везде создадут хорошую доброжелательную атмосферу! Если статья оказалась Вам полезной, напишите об этом в комментариях. нашем канале в Ютубе.

1. Игра «Для самых маленьких»

Количество игроков: любое.

Дети повторяют за учителем слова и действия в медленном, среднем, а потом в быстром темпе; начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко. Больше трёх раз повторять не рекомендуется.

Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Глазками мигаем,
А потом попрыгаем.

2. Игра «Повтори за мной» или «Делай как я»

Количество игроков: любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.

3. Игра «Ручеёк»

Количество игроков: не меньше 9 человек.

Игроки становятся парами одна позади другой, изображая высокие ворота. Водящий под музыку проходит под воротами, выбирая себе пару, затем становится впереди всех пар. Вновь оставшийся без пары становится водящим. Водящих может быть несколько.

4. «Игровой модный рок»

Игроки становятся парами в кругу лицом друг к другу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: приставные шаги вправо-влево на четыре счёта (с ударом на «4»), затем 4 шага назад (с ударом на «4» и хлопком в ладоши), потом 4 шага вперёд, но возвращаясь не в свою пару, а смещаясь влево – к новому партнёру (партнёрше). Затем движения выполняются в музыку.

5. Игра «Встаньте в круг по...»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. По хлопку водящего или остановке музыки игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.

6. Игра «Запрещённое движение»

Количество игроков: любое.

Дети встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

7. Игра «Большая прогулка»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Игроки становятся парами по кругу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3 раза и сходятся, смещаясь влево – к партнёру - соседу. Затем движения выполняются в музыку.

8. Игра «Заглядывание»

Количество игроков: любое.

Все стоят в кругу, под музыку танцуя. А двое сидят на стульях в центре спина к спине, изображая танец на стуле. Музыка останавливается, танцоры должны повернуть голову влево или вправо. Если они повернутся в одну сторону, то уйдут танцевать в круг, а на их место придёт новая пара по выбору учителя. Если те, что на стульях, повернутся в разные стороны, то будут находиться там до тех пор, пока их поворот головой не совпадёт. Если и после третьего раза танцоры на стульях не посмотрят в одну сторону, то, по просьбе учителя, они должны будут освободить стулья для другой пары.

9. Игра «Танец на стуле»

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Учитель тоже сидит на стуле напротив ребят и под музыку показывает произвольные движения. Дети стараются успеть повторить за учителем. Музыка останавливается, учитель приглашает на своё место кого-нибудь из желающих.
Новый водящий показывает свои движения, и все за ним повторяют, затем своё место освобождает другому водящему. Музыка может быть разной.

10. Игра «Кто первый?» (со скакалкой)

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Двое водящих сидят на стульях перед ними спинами друг к другу на расстоянии и под музыку танцуют. А на полу под их стульями лежит скакалка так, чтоб, нагнувшись вниз, водящий смог дотянуться рукой и во время остановки музыки вытянуть скакалку в свою сторону. Музыка останавливается и, тот, кто первый вытягивает скакалку в свою сторону, остаётся на месте, выбрав себе нового соперника. Музыка может быть разной и звучать не долго.

11. Игра «Если весело живётся, делай так»

Количество игроков: любое.

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

(показывает первое движение).
Если весело живётся, делай так
(показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так
(показывает третье движение).

Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

12. Танцевальная игра «Водим хороводы»

Количество игроков: от 6 человек.

Участники встают в круг, а ведущий задает им вопрос: «Наши уши хороши?». Ответ: «Хороши». Вопрос: «А у соседа?». Ответ: «Лучше!». Каждый участник берет за уши соседей справа- слева, и все танцуют по кругу, приговаривая: «Мы танцуем от души- от души! Наши уши хороши-хороши!» (2 раза). И далее ведущий называет другую часть тела, например: локотки, руки, ноги, колени, лопатки. Ведущим может быть любой, но после того, как все участники запомнят правила игры.

Второй вариант «Лавата»

Количество игроков: любое.

Ведущий: Давайте разучим слова нашей песни:

Дружно мы танцуем тра-та-та
Танец наш веселый Лавата (2 раза повторить).

Ведущий: «Наши руки хороши! А у соседа лучше!». (Все берутся за руки и поют.)

И т. д., каждый раз меняя положение рук. («Голова хороша, уши хороши, колени хороши» и т. д.)

13. Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»

Количество игроков: от 5 человек (с верёвкой или скакалкой).

Участники игры выстраиваются в ряд. Включается музыка, желательно веселая. Участники начинают танцевать. В это время любые двое натягивают веревку и идут в сторону танцующих. Задача игроков - перешагивать каждый раз, не задевая веревки, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше. Тот участник, который продержался дольше всех, является победителем.

14. Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

Количество игроков: любое.

Во время очередного динамичного танца, который дети, как правило, исполняют в общем кругу, ведущий предлагает выбрать солиста и солистку. Как только таковые окажутся в центре всеобщего внимания, ведущий пояснит, что эта пара будет танцевать в центре круга недолго. Как только музыка прервётся (а она обязательно прервётся секунд через 20–30, об этом позаботится диджей), партнёр, под бурные аплодисменты танцующих, попрощается с партнёршей и пригласит в круг вместо себя другого солиста. Музыка снова зазвучит, и все зааплодируют главной паре в обновленном составе. Но - снова пауза, и на этот раз партнёрша под аплодисменты собравшихся поблагодарит за танец партнёра, а вместо себя пригласит другую солистку. Так в солирующей паре меняются по очереди партнёр и партнёрша, и сохраняется интрига: кто же будет следующим?

15. Танцевальная игра «Партнёры и партнёрши»

Количество игроков: 6 девочек и 5 мальчиков.

Мальчики становятся в круг, можно, чтобы не подглядывали, спинами друг к другу. Включается музыка, и девочки начинают танцевать (бегать) по кругу вокруг партнёров или от партнёра к партнёру. Как только музыка заканчивается, каждая девочка должна встать перед партнёром. Та, кому партнёра не хватило, выбывает и забирает с собой одного из партнёров.

Второй вариант: партнёрши стоят, а партнёры вокруг них танцуют.

Третий вариант: «Музыкальные стулья». Стульев должно быть на один меньше, чем участников. Правила игры те же.

16. Игра «Музыкальные предметы» (шляпы, шары, подарки, игрушки)

Количество игроков: любое.

Количество предметов должно быть на один меньше, чем игроков.
Вариант игры: передают под музыку шарики, а их на один меньше, чем участников. Музыка останавливается, и выходит тот, у кого нет шарика. Если шарик лопнул, то игрок тоже выходит из игры. Или вместо шаров игроки передают и надевают на себя шляпы. Причем можно самому снимать с другого игрока шляпу, а не ждать, пока ее передадут. Во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого не будет в руках предмета.

Второй вариант: передавать один предмет. И во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого в руках будет оставаться предмет. Кто последним останется без предмета, тот и станет победителем.

Третий вариант: если играть с подарком, то его заберет тот, у кого этот подарок останется по окончании музыкального отрывка. Так можно интересно раздать подарки.

17. Танцевальная игра «Арам-зам-зам»

Количество игроков: любое.

Игроки становятся в круг и под руководством учителя разучивают движения: на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу «рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками
(два раза); потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга.

18. Танцевальная игра «Праздничный поезд»

Количество игроков: любое.

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (

подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)

Второй вариант «Танцевальная змейка»: водящий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.

19. Игра «Танцевальная фигура замри»

Количество игроков: любое.

Ведущий стоит спиной к игрокам и произносит слова:

Весело хлопаем – раз.
Здорово прыгаем – два.
Кружимся,кружимся – три.
Танцевальная фигура замри.

Игроки в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

Второй вариант: вместо слов ведущего звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, ведущий выбирает нового ведущего.


Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой.

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Первые формы социального контакта - улыбка. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности). Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направленно образование, реализующее личностно-ориентированный подход.

Важно использовать на занятиях психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психические напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития ребенка.

По методике Санкт-Петербургских психологов цели психологической работы с детьми следующие:

* Составлять программы работы с детьми так, чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было варьировать всем остальным материалом, заданиями, инструкциями, временем, местом проведения занятий.

Специфика организации занятий.

* Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувств (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

* Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

* Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Иногда ребенок, у которого необходимо корригировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит оценку, а потом выбирает себе любую роль. Но т.к. оценка повторяется несколько раз, ребенок получает сведения о том, как другие дети справляются с данной ситуацией.

Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.

Заканчивается занятие успокоением детей, обучением детей саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки. Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной части, необходимо соблюдать чувство меры.

В методике М.И.Чистяковой систематизированы этюды и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание детей на развитие чувства ритма, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития. Основная направленность предлагаемой методики - психологическое раскрепощение ребенка.

Особенность данной методики – это акцентирование внимания педагогов на анализ тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность, Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

Другими словами, данная методика является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку.

Целью психологической работы с детьми по данной методике является следующее:

* Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

Именно поэтому меня и привлекла эта методика, где в основе

лежит игра с детьми, сотворчество и психологический настрой игр, этюдов.

На первом году обучения, когда дети только пришли на занятия, они были немного скованы в эмоциях, делали только то, во время занятия, что давал им педагог. При выполнении индивидуальных заданий многие дети стеснялись показывать их перед всеми. После использования на занятиях психогимнастики стали заметны перемены в детях.

* Стали активны на занятиях.

* Сложнее стали творческие задания.

* Дети, пришедшие в эту группу позже, легче вливались в коллектив.

При планировании и проведении занятий у самой появилось стремление организовать занятия интересно, чтобы дети занимались с удовольствием. При изучении данной методики необходимо было выбрать именно те задания, которые можно было использовать на занятии по хореографии с детьми данного возраста. Используя данные этюды, игры как элемент урока я добилась разнообразия на уроке, заинтересовала детей занятиями, дети стали раскрепощенными, эмоциональными. И как итог работы, его обобщение, это проведение мастер-класса для педагогов дополнительного образования.

Мастер-класс

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Ирина Ястерова, я педагог Детско-юношеского центра № 14. Работаю в Театре мод «Отражение» Я очень рада вас сегодня видеть, на нашем мастер-классе. И надеюсь, мы плодотворно на нем поработаем.

В работе с детьми я на своих занятиях использую методику М.И. Чистяковой.

И тема нашего мастер-класса: «Психогимнастика,как универсальное средство для работы с детьми различной степени активности»

Теоретическая часть.

Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится общаться. В этом возрасте успешно является применение психогимнастики. Занятия по психогимнастике строятся в игровой форме, на которых дети изучают различные эмоции, учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушение выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания.

Что же такое психогимнастика?

Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюды, игры, упражнения), направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально- личностной сферы.

В методике М.И. Чистяковой систематизированы этюды и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память). Так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния

Почти каждый этюд у М.И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Основной акцент в психогимнастике делается на:

Обучение элементам техники выразительных движений.

Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.

Психогимнастика занимает особую роль в хореографии, а именно:

Раскрепощает детей

Расслабляет мышцы

Настраивает на работу на занятии.

Проведение игровых разминок.

Целью психогимнастики является снятие психоэмоционаоьного напряжения,

сохранение естественных механизмов развития ребенка, сопровождать и будить ростки его самостоятельности, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию не подавлять.

Психогимнастика включает в себя:

*Мимические и пантомимические этюды.

* Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Специфика организации занятий состоит в следующем:

* каждое упражнение включает в себя фантазию, чувства движения ребенка.

* все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

* Все события и предметы должны быть воображаемыми, это облегчает внутреннее внимание детей.

Выполнение упражнений в психогимнастике все правильные и эти занятия способствуют развитию успешности у каждого ребенка. Дети успешны: правильно все, что они делают, делают все по-своему, как могут.

Психогимнастика используется в следующих случаях:

Снятие детских страхов;

Нарушение эмоциональной сферы;

Трудности поведения и характера;

Нарушение психомоторики.

В процессе занятий используются:

Различные виды игр;

Свободное и тематическое рисование;

Элементы театрализованной деятельности..

На занятиях по хореографии этюды и игры можно использовать в начале занятия.

* Ритуал- приветствие.

* Настрой детей на занятие.

* Разминка отдельных групп мышц тела.

В основной части занятия: * Отдых после тяжелых упражнений.

* Обучающие игры.

* Переключение внимания с одного вида деятельности

на другой.

В конце занятия: * Ритуал прощания.

* Успокоение детей.

Еще раз хотелось бы отметить, что все этюды, игры, строятся только на воображаемом материале. И на своих занятиях, я использую упражнения и игры по психогимнастике а также методику М.И. Чистяковой.

Целью мастер-класса является использование методики М.И. Чистяковой по психогимнастике на занятиях по хореографии.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, у вас сегодня есть возможность проиграть игры и упражнения из психогимнастики, и для этого я предлагаю выйти на середину класса.

Практическая часть у нас будет строиться на заполнении таблицы и проигрывании этюдов и игр по психогимнастике.

Схема отражает особенности организации психогимнастики на занятии в начале занятия, основной части занятия и в конце занятия. В таблице даны такие блоки как название, цель, формы и приемы время проведения.

В начале занятия в психогимнастике в хореографии используется такой ритуал, как ритуал приветствия.

Для этого я попрошу вас встать в круг, лицом в центр круга.

1 . Педагог: Здравствуйте. Сегодня я хочу вам предложить поиграть в одну очень интересную игру - « Дракончики ». Но сначала нам нужно в них превратиться, и запомните, что наши дракончики добрые. Давайте встанем в кружок, закроем глазки, почувствуем тепло наших рук, переходящее друг от друга, и мысленно пожелаем друг другу добра. Теперь я произнесу волшебные слова, и мы все превратимся в маленьких веселых дракончиков.

Брысь-брысь,

Вокруг себя повернись,

В дракончика превратись.

Наши дракончики особенные и поэтому приветствовать друг друга они будут по-особому. Для этого поставьте ноги как я, руки чуть отвели в сторону и наклоняемся вперед, приветствуя друг друга.

Спасибо.

Этим этюдом мы собрали внимание детей, настроили на занятие.

Как вариант можно использовать, что каждый ребенок по очереди на занятиях будет показывать свой поклон.

Вопрос . – Какие у вас были ощущения?

Оставайтесь стаять на середине класса, только встанем полукругом и обратимся к нашей таблице.

Название этюда «Дракончики»

Цель этюда: настрой детей, ритуал приветствия.

Форма проведения: этюд

Время проведения: 1-2 минуты.

Для проведения следующей игры встаньте, пожалуйста, в рассыпную по всему классу. Перемещаться по классу мы будем свободно, не наталкиваясь друг на друга.

2. Игра «Скорости»

Ставится любая ритмичная музыка.

Педагог: сейчас мы с вами будем передвигаться по классу, двигаться вы можете в произвольном порядке но, только внимательно слушая мой счет, а он будет меняться по скорости, и на каждый счет вы делаете шаг. (Педагог просчитывает музыку в различном ритме).

Как вариант, можно прохлопать.

Вопрос - Ваши ощущения? Какое упражнение было легче?

И вновь обращаемся к нашей таблице.

Цель проведения- настрой детей.

Время – 1-2 минуты. И первое упражнение рассчитано на младший дошкольный возраст, а второе упражнение на старший дошкольный возраст.

3. Игра: « По ровненькой дорожке».

Педагог: Сейчас мы пойдем гулять. Будут наши ножки шагать дружно по дорожкам. Шагаем в ритме стихотворения:

«По ровненькой дорожке

шагают наши ножки

топ-топ-топ.

Шагали наши ножки,

Устали наши ножки,

Устали, отдыхают, стоп!

Дети на слово «Стоп» останавливаются.

4. Игра « Гусли - самогуды» (релаксационно - танцевальный комплекс)

1. Педагог читает текст. Дети стоят свободно.

В сказочном дворце

На высоком крыльце

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ:

« Кто сумеет станцевать

так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать,

Нашим царством управлять.

Гусли-гусли самогуды

Распевают песни всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

2. звучит ритмичная музыка. Педагог читает текст, Дети стоят

«танцуют» мышцы плеч и рук.

Вот и музыка звучит.

А народ все ждет, стоит.

Ой, пустились плечи в пляс.

Веселей, еще хоть раз!

Пальцы, локти скачут вместе,

А народ стоит на месте.

Пляска стала затухать,

Тише музыка играть.

3. « Танцуют» мышцы ног.

Ноги стали просыпаться,

Просыпаться, подниматься!

Пятки, пальцы и колени

Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!

Только стали уставать.

4. « Танцуют» мышцы живота .

Рад живот поупражняться,

Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись.

Лежебока, эй, проснись!

5. « танцуют» мышцы плеч.

Вот поднялись наши плечи.

Выше, выше, резче, резче.

Стали плечи затихать,

Затихать и засыпать.

6. « танцуют» мышцы лица.

Щеки, носик в пляс пошли.

Брови нежно подними,

Губы вытянулись в трубку,

Потанцуй еще минутку.

Один вариант этого упражнения

5. «Веселая зарядка»

Стоим свободно, в рассыпную по всему классу.

Исполняем упражнение под веселую, энергичную музыку.

Педагог : встали свободно, закрыли глаза. И сейчас начинает двигаться правое плечо, к нему присоединяется голова. Теперь добавили левое плечо. А сейчас присоединились руки и двигаются вместе с головой и плечами, а тут уже присоединились бедра и ноги и вот уже двигается все тело. Остановились ноги, затем встали бедра. Остановились руки, плечи голова остановилось все тело, Стоп!

Вопрос, – Какие у вас ощущения? Какое упражнения для вас было легче? Для какого возраста каждое из этих упражнений?

И обратимся к нашей таблице.

Цель- разогрев мышц, настрой детей.

Форма проведения – упражнения.

Время проведения 2-3 минуты.

ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Сейчас сядьте, пожалуйста, на коврики так, чтобы мы не мешали друг другу.

И я, прошу вас выполнить 10 раз упражнение на пресс для спины.

Устали? Ну, сейчас тогда время немного отдохнуть. Сядьте или лягте на ковриках как вам удобно и закройте глаза.

6. «Грезы».

Звучит тихая, спокойная музыка. После того, как откроют глаза,они делятся своими впечатлениями о том, что им представилось во время слушания музыки.

Еще один вариант из этой серии игр.

7. « Пробуждение»

Сидят на ковриках в удобной для них позе. Педагог подходит к любому и касается его плеча. Кого коснулись, «просыпается» (потягивается, открывая глаза). Проснувшись, будит другого, и т.д. Все это упражнение выполняется в тишине.

Как вариант, педагог сам « будит» всех

Вопрос, – Какие у вас были ощущения?

И снова обратимся к заполнению таблицы.

Цель провидения – успокоить детей, релаксация.

Форма проведения – этюд.

Время проведения 2-3 минуты.

8.«Скульптор»

Для проведения этого упражнения нужно чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой, кто будет № 1, а кто №2. Вот сейчас № 1 будет – скульптором, а № 2 –глиной. Скульптор будет лепить из глины – волка

Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями № 2 –будет скульптором, а № 1 – глиной. И скульптор будет лепить зайца.

Вопрос,- Какие ваши ощущения? Кем легче было быть: скульптором или глиной. Настало время заполнить таблицу.

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: этюд.

Время проведения: 2 минуты.

9. «Канон»

Цель игры: развить волевое внимание, развитие чувства ритма.

Сейчас я прошу вас встать в круг, друг за другом

Руки положить на плечи впереди стоящего. Услышав первый такт музыки, поднимаем правую руку вверх первый, на второй- второй и т.д. Когда правую руку поднимут все, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, также под музыку по очереди опускаем руки вниз.

10. « Канон» для малышей.

Цель: развить волевое внимание, развитие чувства ритма.

Стоят по кругу, лицом в центр круга. Под музыку поочередно делают следующие движения:

1-ый, на первый такт – приседает и встает.

2-ой, на второй такт хлопает в ладоши.

3-ий, на следующий такт – приседает и встает и т.д.

Вопрос,- Какой вариант сложнее и почему? Ваши ощущения после этих двух упражнений?

Обращаемся к таблице.

Цель: Развить чувство ритма.

Форма проведения: Упражнения.

Время проведения: 1-2 минуты.

11.Этюд «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка.

Встаем в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. Во время выполнения упражнения вы можете свободно продвигаться по всему классу, не наталкиваясь.

Педагог : Покажите, пожалуйста, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое.

А теперь на пути нам встретилась густая чаща. Надо через нее перейти. Движения редкие, сильные, четкие, рубящие.

Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломанные.

К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, нежные, плавные.

А теперь вы успокоились. Стоим без движений. Все тело мягкое, расслабленное. Слушаем свое тело. Какое оно послушное, гибкое, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Теперь мы бодрые, веселые.

Вопрос,- Что было легче выполнить из данных упражнений?

Заполняем таблицу.

Цель: Снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка.

Форма проведения: Этюд.

Время проведения: 2-3 минуты.

12. «Звуки» (детский смех, плач).

Оставайтесь стоять на своих местах. Сейчас вам предложат в записи определенные звуки, которые вы должны передать через свои эмоции, внутренние ощущения, мимику жесты, движения. При этом в слух мы ни чего не произносим. Задания понятно? Тогда выполняем.

Вопрос,- Что было сложного при выполнении этого задания?

Когда выполняешь это задание первый раз, то его сложно выполнить. Вот в этом нам и помогает психогимнастика, что к концу учебного года дели легко справляются с этой задачей.

Заполняем таблицу.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 2-3 минуты.

13. «Машинки».

Встаньте, пожалуйста, парами, друг за другом. Тот, кто стоит впереди - машинка, а тот, кто стоит за ним - водитель.

«Машина» закрывает глаза. А водитель ведет машину. Если он кладет руку на правое плечо, то машина поворачивает на право. Если на левое плечо, то налево. Если берет за талию, то машина едет вперед, а если за голову, то машина едет назад. А когда водитель постукивает по лопаткам, то машина стоит.

Вопрос,- Ваши ощущения? Где было легче находиться?

Заполняем таблицу.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 1-2 минуты.

14. «Танцы в паре» (под быструю и медленную мелодии)

Остались стоять в паре. Договоритесь в паре, кто будет № 1, а кто №2.

Сейчас я поставлю мелодию, под которую вы будете танцевать в парах. Но тот, кто № 1 – будет ведущим, а тот, кто № « - ведомым и он будет двигаться с закрытыми глазами. Задание понятно? Выполняем.

Сейчас поменяемся ролями.

Вопрос, - Кем вам было легче быть, ведущим или ведомым? Почему?

Заполняем таблицу.

Цель: Раскрепощение.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 2-3 минуты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

15.Этюд « Тень».

Цель: Развивать наблюдательность, внимание.

Встали парами, один из вас - тень. Двое идут по «дороге»: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади. Второй, это «тень» первого. «Тень» должна повторять точно все движения первого.

Вопрос,- Какое из упражнений было легче выполнять «Танцы в паре» или «Тень»? Ваши ощущения?

Заполняем таблицу.

Цель: Развитие наблюдательности, внимания.

Форма проведения: Упражнение.

Время проведения: 1-2 минуты.

16.Игра «Круг и кружочки».

Делятся на маленькие группы и встают в маленькие кружочки. Под тихую музыку двигаются по кругу в своих маленьких кружочках. Как только музыка заиграла громче, выстраивают большой круг. И, наоборот, когда музыка становится тихой, перестраиваемся в маленькие кружочки.

Вопрос,- для какого дошкольного возраста это упражнение.

Заполняем таблицу.

Цель: объединение детей, развитие музыкального слуха.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 2-3 минуты.

17.Музыкальноя сказка.

Сейчас мы с вами разделимся на две группы, одна из которой будет зрители другая артисты. Артистам я скажу тихо на ухо, кого они будут играть, а зрители должны узнать, кого они показывают. А здесь будет и курочка, и бабка с деткой и мышка. Слов никаких не произносим, и должно быть очень тихо.

Каждому из героев говорится, кого он играет, и начинаем показывать под музыку.

18. Ритуал прощания «Звездочет»

Все вы сегодня маленькие звездочки, а звездочетом у нас будет Маша. Сейчас звездочки спят, закрыв глаза, но как только к ним подойдет звездочет и их разбудит они проснуться. Теперь звездочет соберет их всех в корзинку. Вот сколько звездочек

собралось. Они вырастут большими, покажите какими большими. Вон там Марина видишь, твоя звездочка поднялась высоко, потому что она сегодня хорошо сделала лодочку. А вот тут твоя Оля звездочка, потому что ты сегодня все выполняла старательно, и т.д. На сегодня наше занятие закончилось, всем до свидания!

19.Ритуал прощания с обручами.

Сейчас я полажу на пол 3 обруча. И попрошу встать в этот обруч тех, кто взял что-то новое для себя.

Во второй обруч тех, кто взял что-то интересное.

В третий обруч тех, кто ничего не взял.

Встали. А теперь поднимите обруч, покажите, как вы сегодня поработали.

Большое спасибо всем за работу. На этом наш мастер-класс закончен.

Картотека музыкально - ритмических игр для старших дошкольников

  1. «ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

  1. «НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС» муз. М.Соснина

Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

Ход игры:

Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки

Барабанов не жалей!

Раз, два, три!

Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с указательным, средним, безымянным и

в обратном порядке.

Начинаем перепляс! «Пружинка»

Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки

Собирайтесь, плясуны,

Бегемоты и слоны,

Зебры, ежики, еноты - «Пружинка»

Все, кому плясать охота,

Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.

  1. «МЫ ТАНЦУЕМ БУГИ- ВУГИ»

Цель: развитие координации движений, умения двигаться в такт музыке.

Ход игры :

И.п. стоя в кругу, руки вдоль туловища, ноги вместе, выполняют движения в соответствии с текстом

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед, и немножко потрясем.

Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)

Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)

И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)

Буги-Вуги, О’кей! (дети идут в центр круга)

Буги-Вуги, О’кей! (дети идут из центра круга)

  1. «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

Цель: развитие воображения, импровизации, умения двигаться в такт музыке.

Ход игры:

Дети делятся на три группы. Им дают прослушать три произведения: вальс, полька, марш. Участники игры должны придумать танцевальные движения к своей мелодии и продемонстрировать танец.

Ребята должны учитывать ритм и темп танца.

5.«ЛОВИШКА» муз. Й. Гайдна

Цель : Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать словами и хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать у детей выдержку, продолжать учить легкому бегу.

Ход игры: Выбирается «ловишка». Он становится лицом к стене, остальные дети у противоположной стены лицом к нему.

Такт 1-4 - Дети тихо подбегают к ловишке

Такт 5-8-Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»

Дети убегают, ловишка догоняет.

Методические указания : Следить, чтобы дети подбегали к «ловишке» легко, ритмично, как можно ближе, не боясь быть пойманными.

6.«ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ» муз. Ю. Рожавской

Цель : Выразительно передавать движениями характер музыки: легко, ритмично бегать, звенеть колокольчиком. Точно реагировать на окончание музыки. Проявлять выдержку, волю.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в правой руке колокольчик. В центре круга воспитатель.

Такт 1-8 - дети бегут вправо по кругу, воспитатель влево. В конце музыки поворачиваются лицом в круг.

Такт 9-12 - звенят колокольчиками.

Такт 13-16 - кружатся, с окончанием музыки кладут колокольчик на пол.

Такт 17- 24 повторяют движения 1-8 тактов. С последним аккордом быстро берут колокольчик. Кто остался без колокольчика становится ведущим.

Методические указания : Игру можно использовать на новогоднем утреннике, как игру с Дедом Морозом.

7.«ЗАЙЦЫ И ЛИСА» муз. М. Красева

Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.

Ход игры: дети - «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.

Такт 1-2 - зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.

Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.

Такт 5-8 - повтор движений.

Такт 11-12 - поднимаются и смотрят на лису.

Такт 13-16 - повтор движений 1-4 такта.

Такт 17 - два раза гладят правое ухо.

Такт 18 - два раза гладят левое ухо.

Такт 19-20 - вертят «хвостиками».

Такт 21-22 - прыгают.

Такт 23-24 - кружатся.

Такт 25-31 - зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).

Такт 32 - лиса вскакивает и догоняет зайцев.

8.«КАРУСЕЛИ» любая народная мелодия с ускорением

Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.

Ход игры: Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихотворения:

Еле-еле, еле-еле медленная ходьба

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом, ходьба с ускорением

Все бегом, бегом, бегом

Побежали, побежали бег на носках под ритм слов

Побежали, побежали…

Тише, тише, не спешите, движения замедляются и

Карусель остановите, дети останавливаются,

Раз-два, поворачиваются лицом к центру,

Раз-два, отпускают ленту

Вот и кончилась игра.

9.«КОЗЕЛ» муз. «Полька» И.Сац

Цель: учить распределению внимания со сменой заданий играющих, учить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит.

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

  1. 10 . «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ» муз. М.Гоголевой

Цель: развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения распределять движение руки на всю музыкальную фразу.

Ход игры: для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика.

Такт 1-4 - Ребенок кладет кубик на кубик под музыку справа налево правой рукой и произносит слова:

Ставим мы без лишних слов!

Ребенок старается построить башню. На «раз» взял, на «два» положил.

Такт 5-8 - перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Скоро будет дом готов!

11.«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ» р.н.п. «Пойду ль да выйду ль я».

Ход игры: Дети сидят на стульчиках и выполняют движения с ложками под русскую народную песню

Музыка А:

1-я фраза - стучат ложками справа четвертными нотами.

2-я фраза - стучат ложками слева четвертными нотами.

Музыка Б:

Музыка А:

1-я фраза - стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.

2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.

Музыка Б:

1-я фраза - движение «тарелочки» четвертями.

2-я фраза - хлопки (две восьмые - справа, две восьмые - слева, 2 хлопка четвертями перед собой).

Музыка А:

1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.

Музыка Б:

1-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

  1. «ВЕСЕЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Цель: формировать ощущение речевого и музыкального предложения.

Ход игры: Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.

1.Веселый колокольчик -

Динь - динь - динь.

Смеется и хоохчет -

Динь - динь - динь.

  1. Он пел зимой чуть слышно -

Динь - динь - динь.

Но снова солнце вышло -

Динь - динь - динь.

  1. И звонкие капели -

Динь - динь - динь.

В ответ ему запели -

Динь - динь - динь.

  1. «ШЛА ВЕСЕЛАЯ СОБАКА»

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок.

Ход игры:

Шла веселая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними - поросенок, чики, Брики, хрю!

Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!

  1. «ВЕСЕЛЫЕ СТРОИТЕЛИ» муз. Г. Вихаревой

Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов.

Ход игры: дети стоят по кругу или врассыпную лицом к воспитателю.

Внимательно слушают и выполняют движения по тексту.

Заработала пила - «пилят», держа в руках воображаемую ручку от пилы

И пошли у нас дела

Пилим, пилим и поем

И ничуть не устаем.

На проигрыши - кружатся «топотушкой»

Колем, колем топором - «колют дрова», держа воображаемый топор

Мелкие дровишки

Будут строить птичкам дом

Наши ребятишки.

Молоточки, тук, да тук - стучат кулачком по кулачку

Гвозди забиваем

Мы для птичек строим дом

Птичкам помогаем.

Птички, вам уже пора - машут руками наверху, зовут птичек

Справить новоселье

Прилетайте к нам сюда

Будет вам веселье

Проигрыш - бегут по кругу, машут крыльями, изображая птичек

  1. «ТАНЕЦ ПРИРОДЫ»

Цель: координация движений, воображения, чувство танцевального пространства.

Ход игры: Все дети разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему (примеру - танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).

Дети сидят, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди показывает свой танец.

16.ТАНЕЦ БЕЗ МУЗЫКИ

Цель: побуждение к раскрепощению, выявлению эмоций, развитие танцевальной пластики.

Ход игры: Все становятся по кругу, один ребенок выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для стоящего в центре круга атмосферу танца. Например - дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)

Задача того, кто остался в кругу - почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.

  1. «ЛОВУШКА» р. н. м. «Я на горку шла»

Цель : учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость; воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать, не обижаться, а упражняться дальше.

Ход игры: 4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены, остальные дети за кругом.

На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху.

На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики». По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей.

  1. 18 . «КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Ход игры : Дети стоят по линиям, руки внизу. Изображаем большой колокол - хлопок над головой на «раз», на «два» - пауза. Маленькие колокольчики- руки вперед, хлопки на «раз-два», пауза.

Варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или левого уха.

  1. «РАЗ, ДВА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ»

Цель:

Ход игры:

Дети стоят парами друг против друга.

Такты 1 - 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день».

Такты 3 - 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру.

Движения повторяются до конца 1-й части (с повторением).

  1. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Цель: Развитие творческих способностей, фантазии, умение быстро и нестандартно мыслить.

Ход игры:

Дети выполняют любые движения под музыку. Музыкальный руководитель говорит слова: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - и называет любое прилагательное - смешная, большая и т.д. фигура на месте замри!

  1. «ХОДИМ КРУГОМ»

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

  1. «АИСТ И ЛЯГУШАТА» б. н. п «Янка»

Цель: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.

Ход игры:

Скачут, скачут лягушата - лягушата прыгают на двух ногах в произвольном направлении

Скок-поскок, скок-поскок.

Скачут бойкие ребята-

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото - лягушата выполняют «пружинки», аист ходит вокруг

Погулять, погулять.

Прячьтесь живо, лягушата, - лягушата приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать!, - аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся

  1. «ПЕРЕДАЙ ШЛЯПУ»

Цель: Развитие способности концентрировать внимание, чувства ритма.

Ход игры:

Дети садятся в круг, на одном ребенке - шляпа. Когда начинает звучать музыка, ребенок снимает шляпу с впереди сидящего и надевает на себя, сзади сидящий снимает с него шляпу и надевает на себя, т. е. передают шляпу по кругу, по очереди снимая с головы соседа н надевая ее на себя.

24.«НАЙДИ СВОЕ МЕСТО» муз. Т. Ломовой «Учимся танцевать»

Цель : закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.

Ход игры: дети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение : ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением : подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение : ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.

25.«ПРИГЛАШЕНИЕ» муз. Ф. Шуберта «Экосез»

Цель : закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное положение : 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.

Задание 2. Разработать план-график занятий ритмической гимнастикой на три месяца для детей любой возрастной категории.

Музыкально-ритмическая деятельность является одной из центральных составляющих эстетического воспитания, играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой танцевального искусства и спецификой детского возраста.

Музыка и хореография являются важным фактором эстетического воздействия на детей. Связь между музыкой и жестом, музыкой и движением свойственна и органична для природы ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность - это не только приятное времяпрепровождение для ребенка, но и огромный процесс, в котором ребенок эмоционально развивается.

Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека пережить целую гамму чувств и эмоций. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак - Далькроз, который и создал систему музыкально-ритмического воспитания, утверждал, что посредством общения с музыкой и танцем дети познают мир и себя, а занятие танцами помогают раскрывать себя эмоционально в музыкальной игре, в творчестве, в самостоятельной деятельности, воспитывать внимание, волю, коммуникабельность. Движения под музыку создают позитивное настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается легкость бега и прыжков.

Дети, занимающиеся танцами, выделяются не только осанкой, но и аккуратностью и опрятностью, элегантностью и хорошими манерами.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести, опоздать, не выучить, не выполнить, не доработать потому, что от тебя находятся в зависимости другие.

Таким образом, если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух, если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, любит музыку, самое главное - имеет желание, то занятия хореографией ему просто необходимы.

План-график занятий ритмической гимнастикой а старшей группе

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Цель занятий: тренировка и развитие опорно-двигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма.
  2. Задачи:
  3. Учить детей в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствии с

музыкой, развитие чувства ритма, координации движений.

  1. Учить перестраиваться из круга врассыпную и обратно.
  2. Совершенствовать умение выполнять образные движения.
  3. Развивать зрительную память, наблюдательность, мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию.
  4. Формировать умение понимать настроение и характер музыки, повышать эмоциональный настрой детей.
  5. Воспитывать силу воли, самостоятельность.
  1. Что приобретается в результате занятий:
  2. Повышается физическая выносливость, развитие опорно- двигательного аппарата.
  3. Улучшается осанка, гибкость суставов, выносливость, пластичность, координация движений.
  4. Совершенствуется чувство ритма, зрительная память, музыкальность, согласование движений с музыкой.
  5. Развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
  6. Формируются навыки эмоционального и самостоятельного выражений движений под музыку.
  1. План занятий по ритмической гимнастике

Занятие по ритмике включает в себя следующие разделы:

  1. Разминка (разогрев)

Разминка, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к основной физической нагрузке. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребёнка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы, общеразвивающие упражнения.

  1. Основная часть (упражнения в исходном положении стоя).

Последовательная «проработка» мышц шеи, рук, рук туловища, ног.

В начале основной части следуют упражнения различного характера: упражнения для мышц шеи - наклоны и повороты головы, упражнения плечами вместе и поочередно, поднимание рук вверх, в стороны,. Следующая серия упражнений - нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Подбираются они с таким расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе.

  1. Бег и прыжки

Заканчивается основная часть танцевально-беговыми упражнениями. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Затем предусмотрены 1-2 дыхательных упражнения, позволяющих немного отдохнуть и восстановить свои силы.

  1. Партер . Упражнения в исходных положениях сидя и лёжа. -(комплексная проработка всех групп мышц)

Затем следует партерная серия из исходных положений лёжа и сидя. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается комплекс упражнениями на дыхание, расслабление, гибкость, выполняемыми в медленном темпе. Упражнения на гибкость очень эффективны в конце комплекса, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны.

  1. Заключительная.

Восстановление, упражнения на расслабление.

Завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление. Цель которых - обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений стоя, сидя, лёжа. Они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности.

Разделы

Музыкальное сопровождение

Разминка

1. Ходьба на месте

2. «Мышки»

3.«Великаны и гномы»

4. Бег по кругу

5. Бег змейкой

6.Найди свое место.

Марш Ф. Надиенко

Марш Ф. Надиенко- 2 часть

Д. Львов- Компанеец

Чешская полька

Основная часть

1. Упражнения головой

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на талии.

Движение головой: повороты направо, налево, наклоны направо, налево, вверх, вниз. (в дальнейшем движения головой «по квадрату»)

2. Упражнения плечами - вверх, вниз. Одно плечо «убежало», другое «догнало». В дальнейшем добавляются круговые движения плечами «надеть и снять кофточку»

3. Упражнения для корпуса и рук

1 - наклон вперед, в бок, руки в стороны.

и.п. (голову вниз не опускать).

2- Руки- «веревочки» (свободно болтаются) руки в стороны -«палочки»- напрячь мышцы.

В дальнейшем добавляются различные движения: «часики»,

4. «Хвостики», движения бедрами направо, налево

5. «Releve » - подъем на полупальцы.

На «раз- два» - подняться на носочки, на «Три- четыре» опуститься

6. « Demi plie » - маленькие приседания.

На «раз- два» полуприседание по 6 и 1 позициям, «три- четыре» - выпрямится, колени втянуть.

6. «Шаг из-за столба»

И.п. - ноги вместе, руки внизу.

1 -шаг в сторону,(выглянуть из- за столба), руки на колени.

2. - и.п. стоять прямо.

7. «Повторюшки» - повторение движений за педагогом на развитие внимания, быстроты реакции.

Полька «Анна» И. Штрауса в обработке.

Латвийская народная мелодия

Вальс П. Чайковского

«Детская полька»- А. Жилинского

«Полька» Ю. Чичкова

«Мельница» Т. Ломовой

«Летка- енька» - Р. Лехтинен

Любая ритмичная музыка без слов

Бег и прыжки

1. Прыжки ноги врозь, ноги вместе.

2.Бег на месте, пружинящий шаг

3.Дыхательное упражнение «Ветерок»

«Ой, лопнул обруч»

«Шаг и бег» - Е. Теличеевой

«Осенний ветерок» Гречанинова

1. «Иголочка- утюжок»

И. п.- сидя на полу. Ноги прямые вместе, носочки вытянуты - «иголочки».

На «раз»- сократить стопу - «утюжок», два-три-четыре- пауза. На «раз»- вытянуть носочки - «иголочки», два-три-четыре- пауза.

2. «Стеклянные ножки»

И.п.- лежа, руки за головой.

На «раз-два- три- четыре» медленно поднять ножки, на следующий счет- опустить, стараясь не «разбить» ножки.

3. «Лягушка»

И.п.- сидя на полу, стараться коленками достать до пола.

Прыгаем как лягушки, отталкиваясь обеими ногами.

4. «Мячик»

И. п.- сидя обняв руками коленки. Наклон назад и вернуться в и.п. Руки не расцеплять

«Полянка» р.н.м

«Вальс»- Л. Делиб

«Добрый жук» - А. Спадавеккиа

«Из под дуба» р.н.м

Заключительная часть (релаксация)

Упражнение «Осенние листочки»

«Вальс»- А. Грибоедова